Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт
Начнем с того, что указанная проблема может явно указывать как на неисправность системы жидкостного охлаждения, так и на неисправность самого вентилятора. В любом случае это неисправность, которую нельзя игнорировать, так как риск перегрева ДВС значительно увеличивается.
Для лучшего понимания необходимо поверхностно рассмотреть принцип работы вентилятора на большинстве современных автомобилей. Воздушный поток активируется через специальный датчик, расположенный в нижней части радиатора. Также на многих автомобилях используется отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Также есть модели, где за включение вентилятора отвечает сам компьютер, но такая конструкция используется редко.
Затем после нагрева теплоносителя до средней температуры около 100 градусов Цельсия датчик или блок управления замыкает электрическую цепь. Затем включается вентилятор, улучшая охлаждение двигателя. При снижении температуры теплоносителя до необходимого значения контур размыкается и обдув прекращается.
Как видите, вентилятор не должен работать при холодном двигателе. Итак, чтобы определить, почему вентилятор включается раньше, для автомобилей с впрыском топлива с диагностическим разъемом OBD II, рекомендуется начать с компьютерной диагностики автомобиля. Дело в том, что возможность считывать коды неисправностей с ЭБУ позволяет более точно определить причину неисправности.
Также отметим, что в тех случаях, когда ЭБУ выявляет ошибки в системе охлаждения, вентилятор может крутиться сразу после включения зажигания даже на холодном ДВС. Эта функция есть только на некоторых моделях и, по сути, является защитой от перегрева силового агрегата, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.
После ремонта в этом случае также необходимо будет сбросить ошибки. Чтобы сбросить ошибку ЭБУ, на некоторых моделях достаточно снять клемму с АКБ на пару минут, а на других сбрасывается с помощью диагностического оборудования.
Распространенные неполадки вентилятора охлаждения
Теперь давайте посмотрим на общие проблемы, связанные с системой охлаждения и самим вентилятором.
- Во-первых, во многих случаях замыкаются контакты датчика воздушной системы. В этом случае воздушный поток активируется сразу после включения зажигания.
В процессе диагностики на датчике холода сопротивление на выходах измеряется мультиметром. Отклонения от нормы укажут на необходимость замены элемента.
- В жидкостной системе недостаточно охлаждающей жидкости. В этом случае вентилятор включается из-за того, что небольшое количество антифриза или антифриза очень быстро нагревается. Другими словами, вентилятор работает нормально и запускается естественно.
Обычно основной причиной являются утечки или низкий уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Обратите внимание, что антифриз представляет собой смесь концентрата и воды. Вода из системы постепенно испаряется, в результате чего уровень падает. По этой причине рекомендуется периодически проверять и доливать жидкость в соответствии с определенными отметками.
Читайте также: Замена воздушного фильтра Рено Меган 2.
Если в системе мало хладагента, нагрев происходит быстро. Также интересно отметить, что фактическая температура жидкости сильно отличается от температуры двигателя внутреннего сгорания. Часто бывает, что вы запускаете холодный двигатель, стрелка температуры на приборной панели еще не поднялась, а вентилятор уже работает из-за слишком горячей жидкости. Для решения проблемы достаточно будет залить антифриз, снять воздушные пробки с системы охлаждения.
- Вентилятор замыкается на землю, так как провод может быть недостаточно плотно прикручен, повреждена точка контакта и т.д.
В этом случае вентилятор может приблизиться к аккумулятору и работать без перебоев. В такой ситуации необходимо проверить все контакты, проводку и другие элементы. Кабели должны быть надежно изолированы и правильно подключены.
- Датчик вентилятора, встроенный в корпус термостата, вышел из строя. Многие современные машины конструктивно имеют термостат, который совмещен с датчиком управления вентилятором.
Это решение позволяет гибко управлять системой охлаждения двигателя. Однако в случае выхода из строя температурного датчика в корпусе термостата вентилятор может запуститься, не выключаясь. Дело в том, что блок управления начинает получать неверные сигналы о том, как работает термостат. В результате активируется аварийный режим, вентилятор включается и работает постоянно.
В такой ситуации необходимо проверить датчик мультиметром. В норме на холодном двигателе его сопротивление бесконечно, в остальных случаях показатель должен составлять 100 – 500 Ом. Отклонения показаний от нормы укажут на необходимость замены датчика на новый или известный.
- Неисправен датчик температуры наружного воздуха. Эта проблема возникает на некоторых автомобилях, оборудованных датчиками температуры окружающей среды. Если температура превышает допустимый предел, эти датчики включают вентилятор.
Это решение позволяет более эффективно охлаждать двигатель, особенно на автомобилях, оснащенных мощным двигателем принудительного внутреннего сгорания и несколькими радиаторами. На таких агрегатах вентилятор можно включать в жаркое время года, даже на холодном двигателе внутреннего сгорания, для защиты от перегрева двигателя.
- После включения автомобильного кондиционера вентилятор работает постоянно. Обратите внимание, что на некоторых моделях вентилятор работает нормально.
Если говорить о неисправностях, то на большинстве современных автомобилей система охлаждения тесно связана с системой кондиционирования. Именно по этой причине загрязнение радиатора кондиционера может привести к тому, что вентилятор охлаждения ДВС будет постоянно работать на максимальной скорости.
Для решения проблемы может потребоваться очистка радиатора кондиционера и радиатора системы охлаждения снаружи. Дело в том, что эти радиаторы стоят рядом, между ними застряла грязь, пыль и пух. Удаление такого «меха» позволяет нормализовать работу системы кондиционирования и охлаждения двигателя, исключить частое включение вентилятора и повышение шума при его работе.
- Проблемы с проводкой и электрическими соединениями. Независимо от того, как проверяется вентилятор, контакты – частая причина проблем.
Окисление контактов или повреждение проводки, недостаточное крепление к соединениям и другие дефекты приводят к коротким замыканиям, передаче неверных сигналов на блоки управления и т.д. В результате срабатывает режим защиты от перегрева при постоянном вращении вентилятора и т.д.
Чтобы избежать такой ситуации, опытные водители рекомендуют очищать контакты перед наступлением зимы и лета в профилактических целях. Также активно практикуется обработка специальными смазками и защитными составами.
Возможные причины, их поиск и решение
Причин включения вентилятора охлаждения на холодном двигателе ВАЗ 2114 может быть несколько.
Наиболее вероятны:
- низкий уровень охлаждающей жидкости в системе;
- обрыв датчика;
- закрытие вентилятора;
- неисправность термостата.
Вам следует начать поиск с первой причины, так как она наиболее вероятна и в то же время наиболее быстро решается. При низком уровне охлаждающей жидкости датчик можно активировать практически сразу после запуска двигателя, тем самым включив вентилятор. Это связано с тем, что небольшое количество жидкости очень быстро нагревается, при этом сам двигатель еще остается «холодным». Чтобы решить эту проблему, достаточно долить хладагент до необходимого уровня.
Следует помнить, что низкий уровень охлаждающей жидкости может привести к перегреву и даже повреждению двигателя, поэтому количество охлаждающей жидкости необходимо регулярно контролировать и при необходимости доливать.
Если выясняется, что антифриза в системе достаточно и причина не в этом, то нужно проверить сам датчик. Бывает, что в закрытом положении «заедает», поэтому контур вентилятора всегда включен. Проверить работу устройства можно с помощью мультиметра.
Если измерять сопротивление на контактах датчика при выключенном двигателе, тестер должен зашкаливать или показывать 0, в зависимости от модели устройства (то есть сопротивление будет стремиться к бесконечности). Если мультиметр показывает очень конкретные числа, датчик постоянно закрыт и его следует заменить на аналогичный новый.
проверить систему охлаждения очень удобно с помощью специального диагностического тестера. Он покажет все возможные неисправности, включая отказ датчика вентилятора (у каждого пункта свой код ошибки).
Если датчик также подтвердил свою работоспособность, необходимо проверить вентилятор. Иногда (особенно при плохо прикрученном корпусе или плохо изолированных проводах) происходит короткое замыкание на массу, в результате чего вентилятор начинает работать прямо от аккумулятора, без участия электронной схемы с датчиком. Эту причину можно устранить, проверив и затянув все крепления, а также изолировав оголенные участки проводов.
Следует помнить, что такая неисправность достаточно серьезная и может быть причиной:
- Быстрый износ вентилятора.
- Разрядите аккумулятор (если оставить зажигание, не запуская двигатель).
- Автомобильный пожар (с сильным нагревом проводов).
Поэтому поиску возможных неисправностей (оголенных участков проводов) следует уделить особое внимание.
Последняя причина, которая может привести к самовозгоранию вентилятора – это выход из строя термостата (а точнее установленного на нем контрольного датчика). Суть в следующем: когда датчик термостата выходит из строя, электронный блок автоматически запускает вентилятор для охлаждения системы, так как электронный блок не может точно контролировать температуру жидкости. Своеобразное «успокоение» проводится на случай возможного перегрева.
Чтобы обнаружить неисправность датчика, вам снова понадобится мультиметр. При проверке необходимо измерить сопротивление между контактами датчика (очевидно, при неработающем двигателе). В норме оно должно быть не менее 100 и не более 500 Ом. Если значения, полученные во время измерения, выходят за пределы этого стандарта, датчик необходимо заменить на новый.
Завершая разговор о возможных причинах самопроизвольного включения вентилятора, следует сказать несколько слов о том, как их предотвратить.
Для этого потребуются:
- своевременно следить за уровнем теплоносителя в системе;
- периодически проверять состояние электронных кабелей системы охлаждения;
- очистить контакты датчика от появившихся окислов (аналогичную процедуру рекомендуется проводить дважды в год – осенью и весной).
Если вы заметили, что вентилятор начал включаться сам по себе, поиск неисправности нельзя откладывать на потом, поскольку последствия (в некоторых случаях) могут быть чрезвычайно серьезными.
Когда целесообразен ремонт своими руками и в сервисе
Если у вашего автомобиля есть проблемы с работой электровентилятора системы охлаждения, вы можете устранить неисправность в описанной выше последовательности.
Практически весь ремонт можно сделать своими руками.
Поскольку основные проблемы связаны с неисправными датчиками, заменить их не составит труда. Достаточно разобрать неисправную деталь и установить на ее место новую. Если проблема в плохих контактах, их можно почистить или, в крайнем случае, заменить разъемы.
Если вы не уверены в своих силах, во избежание новых проблем лучше обратиться в сервис.
Таблица: стоимость ремонта системы охлаждения своими руками и в сервисе
Имя | Ориентировочная стоимость, руб. | |
В одиночестве | В сервисе | |
Замена датчика вентилятора | от 150 | от 500 |
Проверить на утечки хладагента | это бесплатно | от 500 |
Проверка уровня охлаждающей жидкости | это бесплатно | от 500 |
Замена охлаждающего вентилятора | от 500 | 500–1000 |
Мелкий ремонт проводки | это бесплатно | 200-500 |
Очистка радиаторов | это бесплатно | От 800 |
Замена термостата | от 350 | От 800 |
Постоянная работа охлаждающего вентилятора при холодном двигателе не является нормальным явлением.
Поэтому следует разобраться с возникшей неисправностью, найти и устранить причину ее возникновения, чтобы исключить быстрый износ устройства. Диагностика состоит из проверки уровня охлаждающей жидкости, а также элементов, отвечающих за работу электровентилятора, что под силу любому автовладельцу.
Метод диагностики вентилятора
Специалисты считают, что инжекторные автомобили наиболее практичны. Их можно диагностировать намного быстрее, чем кого-либо еще. Рекомендуется использовать компьютерную диагностику, чтобы досконально выяснить причину всех неисправностей. Некоторые модели при ошибках сразу показывают постоянно крутящийся вентилятор. Это способствует защите от перегрева.
Для сброса ошибок необходимо в течение нескольких секунд снять клемму с АКБ. После чистки системы в итоге все нормализуется.
Причины неисправности вентилятора и их устранение
Причин, по которым вентилятор постоянно работает, может быть несколько, а именно:
- произошло короткое замыкание в проводке;
- вышло из строя реле вентилятора;
- сломался термодатчик;
- произошла ошибка электронного блока.
Замыкает датчик
Часто вентилятор запускается сразу после включения зажигания. Это происходит при замыкании контакта датчика. Таким образом, может быть гарантирована непрерывная работа выдувного объекта. Этот метод считается наиболее безвредным в процессе наблюдения за неисправностями. Если зажигание включено, аккумулятор разрядится.
Читайте также: Парктроник автомобильный установка своими руками.
Для проведения тщательной проверки необходимо установить датчик холода и измерить сопротивление на выводах. Если датчик подлежит ремонту, индикатор сопротивления покажет процесс бесконечно. При меньшем сопротивлении контакты замыкаются.
Следовательно, для обеспечения работоспособности необходимо будет произвести замену изделия. Тщательная диагностика, сразу заметит наличие неисправностей с помощью специального кода. То есть при включении датчика можно определить показатель.
Нехватка жидкости в агрегате
Датчик частично выходит из строя при минимальном количестве жидкости. Даже при наличии антифриза дачтик сразу нагревается. Этот процесс может нарушить все функции системы и вызвать множество проблем. Для такой неисправности характерна банальная оплошность.
При строгом контроле можно избавиться от серьезных проблем и поломок. Для этого нужно проверить количество жидкости. Так как при испарении в радиаторе нет жидкости
При наличии небольшого количества жидкости температура достигает показателя агрегата. Например, если вы запустите двигатель, он не прогреется полностью, но мгновенно охладит вентилятор. Этот процесс происходит из-за того, что жидкость в агрегате очень быстро нагревается. Проблемы можно решить самым простым способом. Добавление небольшого количества антифриза предотвращает образование воздушных карманов в системе.
Замкнутость проводов
Работа вентилятора зависит от нескольких методов, в этом вы уже убедились, прочитав эту статью. Есть еще одна причина, по которой он отключает работу вентилятора. Например, если соответствующие провода неправильно прикручены к корпусу, вентилятор подключается напрямую к аккумулятору. Следует отметить, что в этом случае необходимо своевременно принять меры, чтобы избежать серьезных проблем.
При таком варианте можно ожидать возгорания в машине. Если произойдет сильное короткое замыкание, то в результате перегреются все провода. Чтобы избежать серьезных последствий, необходимо проверить соединения и кабели, которые имеют доступ к датчику. Надежное кабельное соединение и неповрежденная изоляция снижают риск серьезных последствий.
Что нужно сделать при включении вентилятора охлаждения на холодном моторе
Иногда автовладельцы сталкиваются с такой ситуацией, когда вентилятор охлаждения включается и начинает работать при холодном двигателе. Даже при нормальных условиях эксплуатации этого элемента его необходимо активировать только тогда, когда температура ДВС достигает определенных значений.
Причин такого положения в современных автомобилях много. Некоторые из них могут привести к серьезным негативным последствиям, если вовремя не принять меры по устранению причин и провоцирующих факторов.
Чтобы разобраться в ситуации, нужно выяснить причины включения вентилятора, понять, как он работает, и найти лучшие методы решения проблемы.
Как выполнить замену
Если вы уверены, что причина неисправности кроется в моторе вентилятора, самый простой способ провести ремонт – полностью заменить прибор. Нет смысла тратить деньги на новую обертку. Дешевле будет просто купить новый электродвигатель.
Необходимый инструмент
Никаких специальных инструментов не требуется. Работа выполняется элементарно, просто с помощью торцевых ключей на 8 и 10 и крестовой отвертки.
Пошаговый алгоритм работы
Двигатель вентилятора охлаждения можно заменить, не снимая радиатор.
- Отсоедините разъем блока и проводку от кожуха.
- Отвинтите крепежные болты гаечным ключом на 10 мм.
- Отвинтите нижнюю фиксирующую гайку.
- С помощью торцевого ключа размером 10 открутите стопорную гайку с радиатора.
- С помощью торцевого ключа размером 8 отверните две гайки прижимной пластины.
- Снимите пластину.
- Снимите электровентилятор вместе с кожухом.
- Приступим к разборке электродвигателя. Используя гаечный ключ на 10 мм, ослабьте три стопорные гайки и снимите двигатель вместе с лопастями.
- Подденьте стопорную шайбу отверткой.
- И сними.
- Снимите крыльчатку.
- Ставим крыльчатку на новый мотор. Убедитесь, что штифт вала находится в канавке рабочего колеса.
- Соберите узел в обратном порядке.